Для ясного понимания экономической ситуации в странах Центральной Азии и адекватной оценки перспектив делового сотрудничества учитываются многочисленные факторы.
Несмотря на то, что центрально-азиатским странам присущ сходный ментальный базис, страны региона отличаются по уровню социального и экономического развития. Международным партнерам сложно адекватно оценить ситуацию и принять правильные решения для бизнес-стратегии.
Государственность в большинстве стран находится на разной стадии становления. Туркменистан — это «загадочная» постсоветская страна, закрытая от внешнего мира руководством страны в
По данным международных ассоциаций, в том числе Argus, рынок минеральных удобрений, в частности серы, испытывает спад. Интерес к таким грузам из Туркменистана сейчас снижен из-за стоимости логистики в направлении Черного моря.
Традиционно часть грузопотока на экспорт, в том числе в направлении Индии, проходила через иранский порт Бендер-Аббас. С экономической точки зрения из-за падения иранской национальной валюты это был самый дешевый вариант. После ужесточения санкций в отношении Ирана трейдеры столкнулись со сложностями получения платежей. Сейчас этот маршрут не действует.
Европейские трейдеры неизменно выбирали путь через Черное море. В 2018 году, несмотря на закрытость страны, международная группа компаний AsstrA реализовала проект по закупке гранулированной серы в последующим вывозом через порт Поти на экспорт.
«Сроки вывоза, качество подвижного состава, цена — каждый фактор влияет на итоговую цену продукта. Специфика бизнеса в Туркменистане такова, что жд вагоны — это собственность государства. Для получения необходимого количества подвижного состава и для вывоза груза в срок требовались „свои люди“ на местах. В таких условиях бизнеса важно — кто партнеры на месте и какой уровень доверия к ним. Для команды AsstrA это был опыт слаженного взаимодействия с Клиентом и партнерами в Туркменистане», — отметила Светлана Палкина, руководитель отдела AsstrA Oil&Gas/Fertilizers Logistics.
В
«Специфика бизнеса в Туркменистане такова, что визу на въезд получить сложно. В октябре 2018 года мне посчастливилось познакомиться с инфраструктурой нового порта Туркменбаши. Уровень оснащения порта, склады, оборудование впечатляют, — делится впечатлениями Олег Сысолятин, руководитель отдела перевозок генеральных грузов группы компаний AsstrA. — На момент посещения загруженность порта была незначительная. На мой взгляд, это связано это с закрытостью страны для въезда. Конечно, это осложняет развитие товарообмена между странами и укреплению бизнес связей».