Если дело дойдет до «жесткого» брексита, 29 марта 2019 года Великобритания выйдет из состава Европейского Союза. Транспортно-логистической отрасли брошен серьезный вызов. О возможных последствиях брексита рассказывает Руководитель таможенного агентства AsstrA в Корощине Малгожата Матвеюк.
Как «лихорадка» перед брекситом влияет на ситуацию в польской транспортно-логистической отрасли?
Слово «лихорадка» как нельзя кстати подходит для описания данной ситуации. Транспортно-логистическая отрасль в Польше отчетливо ощутит последствия брексита, особенно если в жизнь воплотится худший сценарий — «жесткий» брексит. Другими словами, это выход Великобритании из ЕС без подписанного договора, регулирующего взаимоотношения с Европейским Союзом на переходном этапе и нормирующего экономическую деятельность Великобритании на европейском рынке после 29 марта 2019 года. В противовес варианту «упорядоченного» брексита, который предполагает переходный период в экономических отношениях с ЕС, стоит быть готовыми и к «жесткому» варианту, при котором Великобритания в конце марта 2019 года автоматически станет третьей страной. Это значит – субъектом за пределами Европейского Союза, не связанным с ним общим законодательством. Последствия будут глобальными.
Звучит угрожающе. Означает ли это, что представители польской транспортно-логистической отрасли должны беспокоиться?
Брексит несет большие перемены в транспортную сферу. Практически каждый товар, пересекающий границу, будет подвергаться пограничному контролю и, при необходимости, таможенным сборам. Если не появятся другие решения, то водители международного транспорта будут обязаны иметь лицензию на передвижение по британским дорогам. На территорию Британских островов ежегодно въезжает около 2 млн грузовиков, из которых 450 тысяч автомобилей принадлежит польским компаниям. Последние годы действительно были благоприятным периодом для польских перевозчиков на британском рынке, при этом уже сейчас многие транспортные компании ищут альтернативные рынки сбыта, на которых смогут предложить свои услуги.
Логистическим операторам стоит быть начеку?
Да, поскольку сценарий «жесткого» брексита станет причиной сложностей логистического характера. Даже если дело не дойдет до введения пошлин в торговле между ЕС и Великобританией, следует считаться с расходами, связанными с формальностями на границе. Существует риск, что скорость выполнения поставок снизится, поэтому возникнут трудности с поддержанием стандарта «just in time» и доставкой товара непосредственно на производственную линию.
Это большой удар.
Без сомнений. Великобритания — очень важный торговый партнер для Польши, особенно если речь идет об автопроме. Наша страна занимает пятое место в списке поставщиков автомобильных деталей в Великобританию. По информации Ассоциации дистрибьюторов и производителей автозапчастей, стоимость произведенных в Польше запасных деталей и автомобильных аксессуаров в 2018 году достигла 89,3 млн злотых. При «жестком» брексите польский автопром пострадает сильнее всего.
Поэтому предприниматели, ведущие бизнес на Британских островах, уже сегодня должны приготовиться ко всем возможным сценариям развития событий. Выход Великобритании из структур ЕС означает для них необходимость соблюдения таможенных формальностей. Отсутствие взаимопонимания в таможенных вопросах вызовет введение таможенного контроля и пошлин уже в ближайшее время. Произведенные в Великобритании товары будут попадать под тарифные ставки ЕС. К сожалению, пока неизвестно, какие пошлины введет Великобритания со своей стороны.
Европейский Союз является самым крупным экономическим партнером Великобритании. Каждое изменение несет за собой последствия, и можно предположить, что в первые годы после брексита они будут наиболее ощутимы для Европы. В Великобритании наблюдается значительный торговый дефицит с ЕС: товаров в страну импортируется гораздо больше, чем экспортируется.
Какие таможенные формальности должны соблюдать предприниматели и как будут выглядеть таможенные процедуры после брексита?
По данным польского Министерства финансов для предпринимателей это будет означать необходимость соблюдения стандартных таможенных формальностей в случае вывоза или ввоза товаров и торговли между Польшей и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии. Предприниматели должны приготовиться к выполнению таможенных операций, адекватных направлению торговли, — импорт, экспорт или транзит.
Начнем с импорта. После выхода Великобритании и Северной Ирландии из Европейского Союза во время вывоза товаров с Британских Островов возникнет необходимость электронного предоставления данных о безопасности — так называемой, краткой декларации. Это необходимо для анализа рисков и оформления таможенных деклараций для импорта товаров в рамках осуществления соответствующей таможенной процедуры.
А если речь идет об экспорте?
В случае вывоза товаров, произведенных в Европейском Союзе, в Соединенное Королевство, необходимо произвести оформление процедуры экспорта. Экспортное заявление оформляется в электронной форме в системе таможенных заявлений AES/ECS2. Подтверждение окончания процедуры экспорта — электронное сообщение IE599, подписанное представителями таможенного контроля при выезде из зоны ЕС, являющееся также доказательством для налоговых органов в вопросе применения 0% ставки НДС.
В соответствии с информацией, предоставленной польским Министерством финансов, как правило, при транзите товары должны перемещаться из/в Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии в/из Польши в рамках процедуры таможенного транзита. От предпринимателя будет зависеть выбор одной из двух возможных процедур: совместной транзитной процедуры в системе NCTS (в Польше это называется NCTS2) или процедуры МДП.
Однако по информации польского Министерства финансов, принимая во внимание дополнительные документы, связанные с обслуживанием книжек МДП, а также ограниченный опыт Великобритании в использовании процедуры МДП, предпринимателям не рекомендуется использовать ее при перевозках в/из Великобритании.
В случае общей транзитной процедуры транзитное обеспечение должно охватывать территорию Соединенного Королевства. Министерство также обращает внимание на правильное завершение транзитной операции в соответствующем таможенном органе, поскольку в противном случае это может привести к взысканию таможенной задолженности за нарушение предписаний. Ясно одно: брексит принесет много изменений.
В конце каждого тоннеля есть какой-то свет. Виден ли он в тоннеле, соединяющем Великобританию и Европейский Союз?
Конечно. В любом бизнесе решающую роль играет сотрудничество между Партнерами, и данный случай не исключение. Перед лицом этой ситуации мы объединяем силы для установления наиболее выгодных условий работы. 12 марта в британском парламенте пройдет голосование по поводу способа выхода из Европейского Союза. Если выбор будет сделан в пользу упорядоченного брексита, наступит переходный период. Он продлится до конца 2020 года. Надежда есть.