Крупнейший инфраструктурный объект Украины - Бескидский тоннель официально открылся 24 мая 2018 года. Исторический тоннель в однопутном варианте был построен еще в конце 19 века, и его техническое состояние спустя более чем 130 лет позволяло поддерживать грузопоток лишь на минимальном уровне. В 2007 году было принято решение построить новый двухколенный тоннель с увеличенной пропускной способностью.
Для Укрзализныци (прим. ред. Публичное акционерное общество «Украинская железная дорога») существовало два возможных варианта: провести реконструкцию старого тоннеля или проложить новый. Было решено остановиться на втором, и за 10 лет строительства был создан новый отрезок пути, проходящего также через Словению, Венгрию, Словакию и Италию. По этому направлению из Украины идет более половины транзитного грузопотока в Центральную и Западную Европу. На реализацию проекта было выделено около 100 млн. евро.
Что ожидали от введения нового тоннеля специалисты транспортной отрасли Украины, и насколько эти ожидания оправдались, мы поговорили с Алексеем Сорокиным, руководителем отдела «AsstrA Agriculture Products Logistics».
Алексей, оправдались ли прогнозы разработчиков этого крупномасштабного национального проекта?
Новый тоннель строился с двумя основными «прицелами»: увеличение объема перевозок и увеличение скорости перевозок. По последним данным, количество грузовых поездов выросло до 30 составов в сутки (прим. ред. планируется выйти на объемы 50 составов в сутки), а их скорость увеличилась в два раза до 70 км в час. Поэтому, да, можно считать, что эти прогнозы оправдались.
Можно назвать этот проект успешным уже сейчас, спустя два месяца после запуска?
Важно понимать, что тоннель в первую очередь был построен во избежание потерь в будущем, а не для получения краткосрочной прибыли. По оценкам Укразализныци «по рельсам» в Европу из Украины транзитом или экспортом в год идет до 30 млн. тонн грузов. Через Бескидский тоннель шло более половины грузопотока. Другими словами, потеря этого транспортно-логистического пути означала бы ощутимую потерю для украинского транспортного рынка. По оценкам специалистов, потери могли бы составить до 50 млн. евро в год. Поэтому построенный тоннель не только позволит удержать грузопоток, но и со временем нарастить его.
Если говорить о транспортировке зерновых, то увеличились ли объемы жд перевозок этих грузов в Европу?
Основные «клиенты» Бескидского тоннеля – это предприятия горно-металлургической отрасли. Для зерновой отрасли Украины, скажем честно, с открытием тоннеля мало что поменялось. Зерновые – это груз для портов, морской транспорт был и остается приоритетным ввиду своей низкой стоимости.
Алексей, Какие перспективы развития Вы видите в транспортировке зерновых по жд путям?
Остаются нерешенными вопросы нехватки персонала, тяги, устаревшей инфраструктуры, монополизации ценовой политики. Если эти моменты будут решены, то, конечно, Клиенты увеличат свои объемы на жд как на более рентабельном варианте.
В начале августа текущего года Всемирный банк опубликовал результаты LPI рейтинга по индексу логистической эффективности. В 2018 году Украина заняла 66 место, что на 14 позиций выше по сравнению с рейтингом 2016 года. Россия расположилась на 75 месте, Беларусь на 103, Казахстан на 71. И хотя это лучший результат в регионе оценка инфраструктуры Украины по-прежнему остается самой низкой из шести показателей.